Биография Прокудина-Горского
Каталог фотографий
Тематические подборки фотографий
История «Коллекции достопримечательностей Российской империи»
Техника фотографирования





Главная страница » Техника фотографирования » Стеклянные тройные негативы и их дефекты

Стеклянные тройные негативы и их дефекты

Разрабатывая критерии поиска и отбора дефектов при проведении коррекции, следует принимать во внимание происхождение и локализацию дефектов, кроме того, характер корректировок, вносимых дефектами в фотографические изображения. Дефекты принято разделять по следующим критериям.

  1. По месту локализации на негативе. Дефект может располагаться на носителе (в данном случае на стекле), на самой эмульсии либо на эмульсионном слое. Это могут быть сколы, трещины, глубокие царапины и т.д.
  2. По происхождению. Это могут быть разного рода механические повреждения и загрязнения (инородные предметы на поверхности эмульсии, пыль, следы пальцев, желатиновые или жировые загрязнения, высохшие затеки воды, красители); дефекты оптического характера, которые были зафиксированы на фотоэмульсии во время фотосъемки (блики внутренней поверхности объектива; паразитарные засветки; блики, образованные лепестками держателей пластин в кассетах).
  3. По характеру проявления дефектов на изображении. Дефекты негативов различаются по: а) форме;
    б) структуре;
    в) размеру (в зависимости от площади кадра);
    г) уровню яркости (оптическая плотность);
    д) яркостному профилю;
    е) степени прозрачности дефекта (непрозрачные, прозрачные, с переменной или краевой прозрачностью);
    ж) месту локализации дефекта на насыщенных информацией зонах снимка и степени детализации маскируемого участка.

При разработке алгоритмов для распознавания и поиска дефектов, определения их границ важно учитывать форму, размеры дефектов, их структурированность, оптическую плотность и яркостный профиль. Поскольку исследования проводятся на цифровом варианте изображений, сказать что-то о природе, характере и механизме появления дефекта практически невозможно. Ниже приводятся возможные причины появления дефектов (сгруппировано по типу внешнего проявления).

1. Деструкция, или разложение фотоэмульсионного слоя.

Процесс этот может быть вызван совершенно разными факторами, однако в результате может случиться полная деструкция эмульсионного слоя (в данной ситуации — желатиновая бромсеребряная эмульсия), пятна высолов (то есть налеты соли на поверхности эмульсионного слоя — тиосульфат натрия, сернистое серебро, сульфит алюминия и прочие). Форма деструкции эмульсии зависит от этапа ее разложения. Например, характерные пятна пены вокруг пузыря самого разного размера. Как правило, такие пятна встречаются в сочетании с отслойками и утратами фотоэмульсии, могут возникать трещины в форме крыла бабочки, спирали с волнами или радиальные трещины. Гнезда начального разложения слоя эмульсии небольшого размера — от 0,5 до 3 мм правильной округлой формы с яркостным профилем в форме колокола или буквы «М» и темным или светлым ореолом. Частью разложения может быть и пятно высола с порошкообразным налетом разной консистенции и цвета.

2. Ретикуляция — нарушенная целостность эмульсионного слоя со сморщиванием и растрескиванием.

По мере старения негатива в таких местах наблюдается отслойка фотоэмульсии, что дает ветвистые разрывы на изображениях (так называемые листья папоротника, или морозные узоры, и другие варианты подобных рисунков). Чаще всего причиной ретикуляции становятся жировые загрязнения растворов или воздействие влаги на слабозадубленные эмульсии. Ретикуляция возникает и вследствие повторного дубящего воздействия на уже задубленные эмульсии. Влияние может оказать и высокая температура или химическое воздействие. При начальной стадии ретикуляция может выглядеть как множество пятен неправильной формы, размер которых достигает 4–5 мм.

3. Отслойка фотоэмульсии.

Процесс старения негатива вызывает снижение адгезионных свойств подслоя, что в результате и провоцирует отслаивание эмульсионного слоя от носителя (в частности, стекла). Ломкость и образование трещин может вызывать пересыхание фотоэмульсии. Степень отслойки зависит от набухания, наличия пузырей и деформаций, которые могут дать определенный оптический шум небольшой площади (0,5–3 мм) либо участки с утратой фотоэмульсии. Зачастую отслойка фотоэмульсии сочетается с ретикуляцией. Форма таких дефектов может быть в виде зигзага, крыла бабочки или спирали с волнами.

4. Царапины на эмульсии.

Чаще всего они выглядят как светлые полосы на поверхности. Смешанные царапины (по эмульсии и стеклу) оставляют темные элементы на светлой полосе самой царапины. Царапины на стекле негатива проявляются как темные полосы. Форма таких дефектов может быть прямолинейной, дугообразной, зигзагообразной или концентрической.

5. Потертости или абразивные повреждения.

Это конгломераты множества мелких «волосяных» царапин, которые имеют концентрическую или хаотическую структуру либо сетчатый вид. Это может быть и матирование верхнего эмульсионного слоя или носителя (появляется избыточный оптический шум). Размеры повреждений разные — от минимальных до полнокадровых..

6. Физические дефекты «мокрого процесса».

Это может быть утрата, пузыри или сползание фотоэмульсии. Для данного вида дефектов характерно «волнообразное размытие краев». Чаще всего размер таких дефектов варьируется от 3 до 15 мм — это следы отпечатка пальца или пинцета во время касания к фотоэмульсии. К дефектам «мокрого процесса» принято относить и следы пузырей воздуха, и следы залипания этих пузырей на поверхности в растворах в случае их неравномерного воздействия на эмульсионный слой. Как итог — на изображениях появляются пятна от воздушных пузырьков округлой формы.

7. Загрязнения.

Это могут быть пятна жира, желатиновые загрязнения, отметины от пальцев, пыль, которая попала на фотоэмульсию до экспонирования и экранировала во время съемки, а также волокна текстиля, клей, остатки бумаги, красители и любые другие инородные предметы, которые по тем или иным причинам зафиксировались на носителе.

8. Биоповреждения.

В большинстве случаев повреждения такого рода спровоцированы микромицетой — плесенью на эмульсионном слое, которая появилась до деструкции эмульсии.

9. Оптические дефекты.

В частности, отсутствие резкости негативного изображения по причине неточного фокусирования либо недостаточной глубины резкости, смазанность изображений объектов, находящихся в движении, смещение контуров (эффект сдвоенности) изображения в результате сотрясения фотоаппарата; паразитарные засветки, рефлексы, возникающие при съемке объектов с блеском, блики внутренних поверхностей объектива, тени, создаваемые лепестками держателей пластин в кассетах. Блики или засветки чаще всего имеют овальную, расходящуюся пирамидальную или дугообразную формы. Размеры варьируются от маленьких точек до полнокадровых засветов.

10. Пленки различного типа (коллодионного серебра, дихроическая и краевая вуали) на самой эмульсии, которые влияют на оптические свойства изображения.

11. Повреждения механического характера (сколы, трещины, фрагментирование и т.д.), вызвавшие нарушение целостности носителя и эмульсии.

Читайте также:

Краткая история цветного фото
Техника тройной фотографии и проблемы совмещения кадров
Как Прокудин-Горский делал снимки?
Современная цифровая обработка тройных негативов: воплощение мечты Прокудина-Горского

© 2024 Прокудин-Горский — Цветные фотографии Российской империи
Использование материалов разрешается только с активной ссылкой на www.photoages.ru.