Биография Прокудина-Горского
Каталог фотографий
Тематические подборки фотографий
История «Коллекции достопримечательностей Российской империи»
Техника фотографирования

На правах рекламы:

https://Grostal.ru





Главная страница » Биография Прокудина-Горского » Николай II и Прокудин-Горский

Николай II и Прокудин-Горский

В 1909 году Прокудин-Горский получил предложение — представить работы государю. Мастер привез работы в Царское Село, а также выступил перед государем с речью о взглядах на аспекты применения результатов его работы. Он предположил, что государю, возможно, было бы интересно видеть, как выглядит истинная Россия и ее памятники древности, природные красоты. Слова Прокудина-Горского получили одобрение Николая II, и фотохудожник увидел возможность воплотить замысел огромного масштаба: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах». С того дня вся жизнь мастера была посвящена этой работе.

Показы «картин в натуральных красках» в Крымском дворце Ливадия

В 1910–1911 годах комплекс Ливадийского дворца активно расширялся, на его территории было возведено несколько построек. На месте флотской казармы появилось здание небольшого театра, строительство которого было поручено архитектору Г. П. Гущину. Несмотря на то, что новый театр занимал маленькую площадь, он имел зрительный зал и небольшую сцену. Также в театре был установлен проектор, а на сцене вывешивали специальное белое полотно, служившее экраном. По сути, Ливадийский театр стал одним из первых кинотеатров в стране. Царская семья довольно часто посещала его.

Еще одним развлечением, которое очень любили при дворе Николая II, была демонстрация цветных фотографий, сделанных преподавателем Санкт-Петербургского института Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Просмотр своих уникальных цветных снимков фотограф устраивал все в том же Ливадийском театре, используя для показа проектор и экран.

Просмотр фотографий был одним из любимых занятий Николая II и его семьи, поэтому царь всячески содействовал работе Прокудина-Горского. Показ цветных снимков устраивался в небольших театрах, которые были расположены в комплексе Ливадийского дворца и в Царском Селе. Прокудин-Горский был частым гостем в этих резиденциях царской семьи.

Поддержка царя

После первого показа своих цветных слайдов фотограф получил в подарок от Николая II личный вагон. Он был оборудован всей необходимой для работы техникой и по своей сути представлял фотографическую передвижную лабораторию. Кроме того, царь издал указ, согласно которому Прокудин-Горский мог абсолютно бесплатно путешествовать в своем вагоне по железной дороге по всей территории России. Именно благодаря такой поддержке двора Прокудин-Горский смог отправиться в путешествие по Мариинским путям, на Урал и по Волге, делая множество фотографий самых красивых уголков страны, в которых ему доводилось оказаться. Так, за время его последних поездок, относящихся к 1909–1911 годам, Прокудиным-Горским было снято около тысячи фотографий. Показ лучших изображений, отснятых им во время поездки по России, проводился 30 ноября 1911 года. К каждому демонстрируемому снимку фотограф давал соответствующие пояснения, поэтому это был своего рода фотоотчет о проделанной работе.

Позже Николай II оставит в своем дневнике запись о том, что он «присутствовал при демонстрации преподавателем Санкт-Петербургского института С. Прокудиным-Горским картин в цветной проекции Туркестана и Средней России».

Демонстрации цветных фотографий Прокудина-Горского стали проводиться для Николая II регулярно. Так, в декабре 1913 года царем была оставлена еще одна запись в дневнике: «В 9 часов поехали в Ливадийский театр, где сперва показаны были снимки цветными стеклами, а затем интересный кинематограф».

После революции в рабочем столе Николая II были найдены еще два снимка, сделанных Прокудиным-Горским. На одной стеклянной пластине был диапозитив царя и его жены, а на втором — фотография всей семьи. Снимки хранились в специальных футлярах, сделанных из красной кожи. Как и остальные ценные вещи, найденные в Ливадийском дворце после революции, эти два стеклянных снимка были отосланы в Москву.

История жизни фотохудожника
Направления работы Прокудина-Горского
Этнографические экспедиции фотохудожника
«Торговый дом С. М. Прокудин-Горский и Ко» и «Биохром»
Первая мировая война, революция и отъезд из России
За пределами границ Родины. Последние годы изобретателя

© 2024 Прокудин-Горский — Цветные фотографии Российской империи
Использование материалов разрешается только с активной ссылкой на www.photoages.ru.